DataLife Engine > История > БЛАЖЕННЕЙШИЙ МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ)

БЛАЖЕННЕЙШИЙ МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ)


12-03-2010, 03:43. Разместил: 111
17 марта 1863 года, в день преподобного Алексия, человека Божия, в селе Ватагино, Новгородской губернии родился будущий Блаженнейший митрополит Антоний.

Род Храповицких был одним из старинных дворянских родов в России. Дед владыки Антония - Павел Александрович, постоянно живший в своем родном имении в селе Ватагино, славился своей образованностью и в своем доме имел богатую библиотеку. Отец Алеши, Павел Павлович, окончил курс физико-математического факультета Петербургского университета. Мать Алеши - Наталия Петровна, дочь малороссийского помещика, получила широкое образование. Она любила ездить по монастырям, дома много молилась и читала своим сыновьям Евангелие. Соседи почитали ее святою женщиною. Семья Храповицких имела четырех сыновей, из которых Алеша, будущий владыка Антоний был третьим.

Когда Алеша научился читать, он стал увлекаться книгами в библиотеке своего деда. Сначала он рассматривал журналы с картинками, а затем, под влиянием материнского чтения Евангелия, в нем обнаружилась склонность к книгам религиозного, а затем и философского содержания.

Когда Алеше исполнилось 9 лет, отдали его, вопреки его желанию, учиться в духовное училище. Алеша вступил в новый для него гимназический мир, в котором он должен был столкнуться с новыми для него впечатлениями. Первые годы Алеша все скучал по своему Новгороду, но к 3-му классу он настолько освоился с гимназическим миром, что стал первым учеником и был им до конца гимназии, которую окончил с золотой медалью.

Как первый ученик и при том проникнутый глубоким церковным благочестием, которого он не скрывал, Алеша для всех был авторитетом и никто его не обижал, но чуткое сердце Алеши наполнялось глубокой скорбью и негодованием, когда ему казалось, что гимназия кого-либо из его товарищей нравственно озлобляет и душит. Здесь у Алеши по отношению к своим товарищам зародилось то чувство сострадательной любви, которое в дальнейшем стало главным мотивом его жизни и главной идеей его богословских трудов и открытий в богословской науке, особенно в объяснении им догмата искупления.

Для поступления в Духовную Академию Алеша Храповицкий должен был подвергуться экзамену. Экзаменовалось 102 человека. Алеша был принят по списку пятым. Когда он увидел себя в списке принятых, то первое время он не верил своему счастью и объяснял свой прием недосмотром экзаменаторов, пока не убедился окончательно в том, что он действительно стал студентом Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Поступив в Академию, 18 летний юноша Храповицкий теперь уже непосредственно соприкоснулся с духовной жизнью России, на службу которой он решил принести свои силы и жизнь.

Хорошо обеспеченное столичное духовенство также имело преимущественно кастовый характер. Хотя в это время в Кронштадте уже взошла звезда о. Иоанна Кронштадтского, но он был единичным явлением в общем уровне духовенства. Правда, в столичном духовенстве были и другие высокопросвещенные и самоотверженные пастыри, как например о. Димитрий Соколов, о. Иоанн Полисадов и другие, но общий состав духовенства был сословно-кастовым и не имел большого влияния на столичную общественную жизнь.

Что же касается общего положения Русской Православной Церкви, то к концу царствования Императора Александра II в положении Русской Церкви продолжалось неуклонное развитие того процесса, который начался в России с отменой патриаршества при Петре I и который сводился к постепенному замиранию церковной жизни.

Ректором Петербургской Духовной Академии в это время состоял протоиерей Иоанн Янышев. По своим возрениям о. Янышев, по отзыву владыки Антония, обладал православной концепцией и все свои разсуждения сводил к правилам о христианской добродетели и совершенствования души. Митрополит Антоний с любовью сохранил память об о. Янышеве и характеризовал его, что он в смысле своей богословской и светской образованности стоял головой выше прочей корпорации Академии, которая разделялась на его почитателей и недоброжелателей.

18 мая 1885 года, через четыре дня после окончания Духовной Академии, Алеша Храповицкий, имея 22 года от роду, в академической церкви принял пострижение в монашество с именем Антония в честь преподобного Антония Римлянина. 12 июня монах Антоний был рукоположен в диаконы, а 30 сентября во иеромонахи с назначением суб-инспектором академии.

В 1886-1887 годы, когда ему пошел всего 23 год, иеромонах Атоний состоял в Холмской Духовной Семинарии преподавателем гомилетики, литургики и каноники.

В 1887 году он был избран на должность инспектора Петербургской Духовной Академии по кафедре Священнаго Писания, а в 1890 году получил сан архимандрита и ректорство сначала Петербургской Духовной Семинарии, а через несколько месяцев в Московской Духовной Академии.

В 1895 году он был переведен ректором в Казанскую Духовную Академию. В 1897 году был рукоположен в епископа, в 1900 году назначен епископом Уфимским, а в 1902 году архиепископом Волынским, где он занимал кафедру до 1914 года.

В начале войны он был переведен в Харьков, где его и застала революция.

В 1917 году на Всероссийском Московском Церковном Соборе митрополит Антоний из трех избранных кандидатов на патриарший престол получил большинство голосов, однако, Бог судил пасть жребию на митрополита Тихона, а митрополиту Антонию было предложено, по избранию и просьбе духовенства и мирян, занять кафедру митрополита Киевского и Галицкого.

По мере углубления гражданской войны и разобщения с центром, на юге России, под руководством митрополита Антония было учреждено Высшее Церковное Управление для мест, не бывших под властью болшевиков.

В 1920 году митрополит вместе с остатками Белой армии покинул пределы России и до конца дней своих прожил в Сербии, в Сремских Карловцах, где наших владык приютили и дали им возможность продолжать святительскую деятельность светлой памяти король Александр и Сербский патриарх Димитрий, а по смерти последнего - Сербский патриарх Варнава, ученик митрополита Антония.

Как старший иерарх, митрополит Антоний и в Сербии организовал Высшее Церковное Управление для заграничных епархий. Деятельность этого Управления можно считать продолжением деятельности такового на юге России.

Но в 1922 году это Высшее Церковное Управление было расформировано, а на его место, на основании указа патриарха Тихона от 7-20 ноября 1920 года за № 362 (дошедшего до зарубежнаго духовенства только в 1922 году через Читинскаго митрополита Мефодия), в августе того же года был созван Архиерейский Собор, на котором было решено учредить заграничный Архиерейский Синод, как высшую инстанцию для заграничных епархий, контролируемую ежегодно созываемым Архиерейским Собором. Председателем этих Собора и Синода, как старший, был избран митрополит Антоний.

Целью означенных церковных учреждений было, как каноническое возглавление русских заграничных епархий на начале соборности, так и объединение разбросанных и, в большинстве случаев, слабых епархий для защиты интересов Русской Православной Церкви.

К сожалению, митрополит Антоний этого единства не достиг. Разные политическия происки разорвали ту духовную, разумную связь, которая одна лишь могла охранить престиж Русской Православной Церкви и удержать отклонение её от святоотеческих учений и преданий.

В последние годы жизни митрополит Антоний сильно недомогал и был лишен возможности ходить. Но болезнь не прекратила его деятельности по управлению и объединению Церкви, ни борьбы с уклонениями от Православия, ни духовного водительства против большевиков и большевизма, ни, тем более, служения Богу и проповеди православного учения и жизни по нему.

В 1935 году был торжественно отпразднован 50-летний юбилей его пастырской и святительской деятельности, причем, на это торжество собрались представители всех восточных православных церквей. К этому торжеству епархиальный съезд соборных приходов в Америке отдал свою скромную дань маститому иерарху, приподнеся адрес, в котором так определялась духовная сила владыки: "Ни тяжкие жизненные испытания, ни томительные лишения в изгнании, ни преклонные лета и недуги не могли восторжествовать над духом Вашим; бедствия не смутили веры Вашей; вражда людская не ожесточила Вашего сердца; труды и тревоги не поколебали воли и не сломили сил Ваших".

Но, увы, физические силы были сломлены, и 10 августа 1936 года, 72 лет от роду, блаженнейший Антоний тихо в Бозе почил. Похоронен он в Сербии на Белградском кладбище, под церковью Иверской Божией Матери, построенной в память разрушенной большевиками часовни того же имени в Москве.

Професор Зернов в его краткой заметке на смерть митрополита Антония говорит: "Вклад этого замечательного человека в жизни русской церкви не может быть никогда забыт, и вместе с уходом целый период русской церковной истории заканчивается".

Архимандрит Феодосий, бывший келейник митрополита Антония в течении 19 лет, свидетельствует: "Ни разу Владыка, при всей трудности его жития, не пропустил ни одного вечернего и утреннего правила, ни одной молитвы, положенной ко причащению".

Будущий епископ Георгий Граббе, стоявший близко к митрополиту Антонию, пишет: "Митрополит Антоний пел Богу всею своею подвижническою жизнью, пел неусыпными молитвами, пел составленными службами святым, пел всеми своими сочинениями. Пел владыка Богу до последних дней своих и вдохновенной проповедью с амвона".

Его талант писателя на религиозно-нравственные темы был выдающимся. Язык его произведений живой и легкий, несмотря на славянизмы - логика сильна и убедительная, темы интересны и самобытны.

В политическом отношении он был мудрый сын своего отечества. Он был приверженец самодержавия, прежде всего, как власти, имеющей религиозно и историческую основу, а затем, как режима, освобождающего наш народ от вовлечения его в политическую игру.

Воистину он был "продолжателем благодатного пути русских великих первосвятителей, неустанных подвижников за Русскую Землю и печальников о народе русском".

О его учениях начнем с догмата искупления, за который его пытались укорить в отступлении от православнаго понимания этого догмата. Догмат искупления изложен в четвертом члене Символа Веры и читается так: "распятаго же за ны при Понтийском Пилате, и страдавша и погребенна". Большинству из нас более доступны представления о страданиях физических, вследствие чего мы склонны принять, как искупительную жертву за нас Спасителя, только Его физические страдания на Кресте, как человека. Митрополит Антоний, конечно, этих страданий не отвергает, но правильно говорит, что на физические страдания шли с радостью и многие христианские мученики. И думается, естественно полагать, что для Христа Спасителя не физические боли причиняли главные муки, но страдания душевные о грехах и порочности людей. Ведь из опыта жизни мы знаем, что многие матери и отцы испытывают большие нравственные страдания из-за порочности своих детей и, несомненно, многие из них согласились бы на физические страдания, лишь бы ценою их они могли уберечь своих чад от нравственных падений.

Учение о Пастырстве. На пастырство митрополит Антоний смотрел, как на очень высокую миссию, требующую особой подготовки, особого духовного склада и благодати Божией. Статьи его под общим заглавием "По пастырскому богословию", являются совершенно оригинальным курсом о пастырстве. В этих лекциях он защищает пастырское богословие, как особую науку, говоря: "верно, что успех пастырской деятельности зависит, главным образом, от внутренней жизни пастыря, которая у разных лиц различна, но это различие не исключает и общих начал в духовной жизни добрых пастырей. Мы видим, что при всех индивидуальных различиях, в нравственном содержании добрых пастырей всегда замечаются некоторые общие черты, которыми и обуславливалось их пастырское влияние. Это общее содержание и может быть выражено в точных научных понятиях, составляющих задачу нашей науки". Митрополит Антоний считает, что пастырское служение, будучи особенным, не для всех чинов церкви доступно. В этом его мысль перекликалась с высказанным суждением Святителя Тихона Задонского:"Священство есть таинство, в котором через архиерейское рукоположение иерею дается от Бога власть служить и совершать чины Божественных таинств."

Церковь и Государство. На христианскую церковь митрополит Антоний смотрит, как на "свободный союз человеческих совестей", для управления которыми или его расширения не могут применяться те способы, которыми пользуются для устроения мирских обществ и государств, и следовательно, церкви не может принадлежать светская власть. "Государство, - говорит митрополит Антоний, - которое может иметь по человечеству законы самые справедливые, правителей самых добродетельных и мудрых, тем не менее, никогда не может сделаться частью церкви. Почему? Потому что по самому понятию своему государство есть начало, которое действует физическою силою, которое свои законы здесь, на земле, должно ограждать земными карами... Государство не может не воевать, не может отдавать себя на смерть, но должно защищаться. Церковь может и должна молиться за успех государственных предприятий, которые ко благу, молиться за государей и призывать на них благословение Божие, но никогда не может и не должна церковь свои возложенные на нее Богом задачи проводить путем учреждений государственных; тогда она перестанет быть церковью, перестанет быть союзом человеческих совестей, царством не от мира, которого слуги не подвизаются оружием по слову Христа; она бы тогда изменила завету древних времен, когда оружием церкви была добровольно и беззащитно проливаемая кровь мучеников, она бы тогда изменила завету апостола, чтоб воинское опоясание ее было бы только истина, ее броня - праведность, ее щит - вера, шлем - спасение, ее меч - слово Божие. Вот те силы и средства, коими воинствует церковь, а государство, хотя есть союз почтенный и благословляемый Богом, но он - для ветхого человека, для земного, он может благоприятно относиться к церкви, в виду собственной пользы, но он не есть церковь. "Божий слуга есть отмститель в гневе злое творящему" (Рим. 13, 4).

О свободе воли. Учение о том, что человеческое счастье на земле есть наивысшая цель (евдемонизм), уже перестало утверждать, что вся деятельность человека заключается в непосредственном удовлетворении своих эгоистических желаний. Это учение допустило в человеке способность предпринимать ряд неприятных действий, противоречащих как будто эгоизму, однако, все же направленных для достижения определенных эгоистических целей. Признание, что между запросами эгоистической природы могут быть и альтруистические инстинкты, воздержание и, даже, самопожертвование, сопровождалось объяснением, что конечным мотивом к такого рода поступкам является удовлетворение пассивных потребностей душевной природы, то есть опять таки эгоизм.

Политические взгляды. Высказывая свои политическия воззрения в разных местах и в разных случаях, митрополит Антоний говорит: "ни Достоевский, ни я не имеют притязаний прямо предложить выработанную программу действий для возстановления нормальной жизни на равнинах нашего отечества... Возрождение русской жизни, возрождение прочное и многовековое, возможно лишь под условием возстановления правильных воззрений на нашу жизнь и на Русь в умах передовых деятелей... Можно надолго уничтожить Россию, но нельзя уничтожить Русь... Всем нам должно чувствовать свое единство с Русской Землей, с нашей историей и друг с другом; все мы должны составлять одно стадо Христово, быть чадами единой церкви и поддаными одного царя".

Хотим ли мы пользоваться этим примерным учением митрополита Антония для пополнения наших пошатнувшихся и извратившихся моральных сил или нет - это зависит всецело от нашей доброй воли. Но в чем мы должны соблюдать свое достоинство - это в хранении благодарной памяти о тех русских людях, которые своими мыслями, трудами или примером подвига внесли свои вклады в духовную сокровищницу русского народа.

Блаженнейшему митрополиту Антонию да будет вечная и светлая память!


ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ БЛАЖЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ (ХРАПОВИЦКОГО)
"Православная Русь", №16 (198), 15/28 августа 1936г.

Блаженнейший Антоний, Митрополит Киевский и Галицкий, происходил из старинного русского дворянского рода Храповицких, Новгородской губернии. Родился он 17 марта 1863г. и при св. крещении получил имя Алексея, в честь прп. Алексия человека Божия. Его родители были людьми высокообразованными и религиозными. О матери его известно, что она часто и подолгу любила молиться Богу и сама своим детям читала и объясняла Св. Евангелие. Кроме того, вместе с мужем и детьми любила посещать церкви и монастыри.

О своих детских новгородских впечатлениях Владыка неоднократно вспоминал: "Своими родителями я ещё ребёнком был привезен из деревни в древний Новгород. Здесь я возлюбил Христову Церковь, являвшую в себе Божественную славу: в древних новгородских храмах, в мощах святых угодников и в благолепии архиерейских служений. Не мог я тогда выразить в точных понятиях, но чувствовал своей младенческой душой величие Божие и возвышенную Истину нашей веры, открывающуюся в таинственных священнодействиях архиерея".

Алёша девятилетним отроком поступил в 5-ю Санкт-Петербургскую гимназию, а в четырнадцать лет получил разрешение участвовать в архиерейских богослужениях в качестве чтеца, и читал преимущественно в Исаакиевском соборе. Обладая редким трудолюбием и прекрасной памятью, мальчик выказал огромные успехи в гимназических науках, а, кроме того, все свободное от классных занятий время отдавал интересовавшей его духовной литературе.

В 1881г. он окончил гимназию и осенью того же года выдержал вступительные экзамены в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1885г. и был оставлен при ней профессорским стипендиатом. Здесь же он принял монашеское пострижение с именем Антония.

В начале 1886-1887 учебного года иеромонах Антоний, после защиты магистерской диссертации, был избран доцентом Санкт-Петербургской Духовной Академии по кафедре Ветхого Завета. Кроме академических занятий, молодой иеромонах Антоний развил в столице широкую богослужебную и проповедническую деятельность, посещал тюрьмы и больницы. В то же время он принимал деятельное участие в работах общества религиозно- нравственного просвещения, выступал с докладами, из которых особое внимание обратили на себя такие, как: "Что следует разуметь под спасающей верой" и "Учение божественного откровения о спасительном значении слова Божия", и т.п.

Основная идея проповедей Владыки заключалась в раскрытии начал христианской любви и смирения. Во всех лекциях, которые Митрополит Антоний читал студентам Духовных Академий в течение 15 лет своей педагогической деятельности, всегда на первом месте находился нравственный элемент — дух христианства должен над всем преобладать.

Кроме выдающихся умственных способностей, Господь наделил Вл. Антония редким даром — любовью, лаской и открытым сердцем к каждому приходящему к нему. Любвеобильное сердце Вл. Антония привлекло к нему не только учащуюся молодежь, но и подчинённое ему приходское духовенство.

Немало было случаев, когда Вл. Антоний снимал с себя рясу и отдавал её бедному приходскому священнику. Все средства, которые Митрополит Антоний получал от Почаевской лавры, он раздавал на дела милосердия. По присылаемым Вл. Антонием адресам лавра рассылала деньги бедным студентам, больным священникам, их вдовам и т.д. Всю силу своей богато одарённой души Вл. Антоний с юношеских лет посвятил Церкви. Здесь он познал значение сострадательной любви, переживая её в отношениях к своим питомцам, к пастве и ко всему русскому народу. Учение о благодатной любви он почерпнул из Св. Писания и святоотеческих творений, которые и составляют основу христианского вероучения. Вл. Антоний укреплялся в этом сознании опытом всей своей жизни, с юношества и до последних дней своего служения.

Санкт-Петербургская Духовная Академия во время пребывания в ней Владыки жила по так называемому "либеральному" уставу 1867г. Правда, научные занятия в Академии шли усиленными темпами, но зато стремление к духовному сану и к монашеству среди студентов Академии ослабло. В 1863г. новый ректор Академии Епископ Арсений на этот пробел указал своим питомцам. Ведь существенная задача Духовной Академии состоит в том, чтобы готовить новые кадры ученого монашества. Слово обращения Епископа Арсения к чутким душам своих питомцев не пропало даром. С этого момента в Санкт-Петербургской Академии стали образовываться кружки студенческой молодежи, сочувствующей иноческому житию. Будущий Митрополит Антоний был душою этих кружков. Не только во время учёбы в Академии, но и в продолжение всей своей жизни он любил окружать себя религиозно-нравственной молодежью, которая видела в нём человека, "чистого сердцем", льнула к нему в поисках утоления духовной жажды и утешения в своих горестях. Трудно сказать, сколько иноков, священников и епископов вышло из-под крыла Вл. Антония.

Самой большой радостью в жизни великого аввы Антония была осуществившаяся его юношеская мечта о восстановлении патриаршества в России. Став профессором С.П.Б. Духовной Академии, Вл. Антоний принялся усиленно за разработку этой идеи, об этом часто говорил своим студентам, постоянно пропагандировал в своих проповедях, лекциях и статьях, принимал участие в работе Синодальной комиссии по этому вопросу. Он организовал торжественный приём Антиохийского Патриарха Григория. Этим приёмом и выражением личной признательности великому патриаршему сану Вл. Антоний имел в виду вызвать в русском обществе желание иметь своего Патриарха. При содействии своего друга архиепископа Финляндского Сергия и обер-прокурора Св. Синода Вл. Антоний устроил торжественное патриаршее служение в Исаакиевском и Казанском соборах, и этим вполне достиг своей цели.

В 1917г. Вл. Антоний был избран от российского монашества на Всероссийский Церковный Собор в Москве. Здесь он выступал главным поборником восстановления патриаршества, причем приложил все свои силы для торжества возлюбленной им идеи. Он читал членам Собора лекции о Патриархе Никоне, организовал для них поездку в Воскресенский монастырь, и, наконец, настроение членов Собора изменилось и Собор принял решение восстановить патриаршество. В число кандидатов на Российский патриарший престол был избран и Владыка; он получил больше всех голосов.

Пылкая деятельность молодого доцента в Петербурге натолкнулась на препятствия в консервативной среде. В результате Вл. Антоний вынужден был оставить С.П.Б. Академию и в 1889г. получил назначение на должность ректора С.-Петербургской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита, на которой он пробыл всего 4 месяца, а затем в 1889-90 учебном году был назначен ректором Московской Духовной Академии. В своем вступительном слове в день Богоявления 1891г. он говорил о том, какими средствами усовершенствуется общественная жизнь, утверждал, что она может достигнуть действительного прогресса только смирением и самоотречением, началом, открытым Господом в день Своего Богоявления и дотоле неведомым естественному миру. В этих словах заключалась программа деятельности молодого ректора.

Свои отношения со студентами Московской Духовной Академии архимандрит Антоний строил на любви, на свободном их послушании, на общей готовности к подвигу. Впоследствии своим студентам Владыка писал: " …я любил вас не обычной человеческой привязанностью, но прозирал каждого из вас в борьбе с грехом и порождаемыми грехом сомнениями, в его постепенном восхождении к совершенству. Я вдохновлялся не только надеждою нашего собственного спасения, но через вас, как благовестников Евангелия, чувствовал свое единение со всею Кафолическою Церковью".

В 1890-94 гг. 27-летний архимандрит Антоний открыто выступает в печати в защиту Православной Церкви, главным образом от нападок со стороны гремевшего тогда на всю Россию Л. Н. Толстого. Ученый пастырь понял, что Толстой находится под влиянием германского пантеизма, а потому обличения его были глубоко компетентны и убедительны. Сам Толстой пожелал познакомиться со своим оппонентом, и архимандрит Антоний посетил писателя в его в доме в Москве, провёл со Львом Николаевичем несколько часов в дружеской беседе и заручился обещанием Толстого посетить его в Троицкой лавре. Своего обещания Толстой не исполнил. Тем не менее, Толстой с доброжелательством отзывался о критических замечаниях архимандрита Антония и говорил: "меня понимает только о. Антоний".

В Московской Духовной Академии Вл. Антоний не засиделся. С ним повторилась петербургская история. После пристрастной ревизии, которая не дала ревизорам материалов для обвинения Вл. Антония, его в 1894г. перевели в Казанскую Духовную Академию на ту же должность.

Деятельность Вл. Антония в Казани протекала в том же направлении, что и в Москве. Из особенно важных мероприятий необходимо отметить учреждение при Академии миссионерских курсов, многие из выпускников которых, впоследствии, стали самоотверженными церковными деятелями. В 1897г. 34-х лет от роду о. Антоний был хиротонисан в сан Епископа и оставался ректором Академии.

С 1900г. началась новая архипастырская деятельность Владыки. Он был назначен на самостоятельную кафедру в Уфу, которая была одной из самых заброшенных окраинных епархий Российской Империи, и куда до того обычно назначались архиереи без высшего образования и с ничтожным окладом содержания. В Уфе Владыка привлек к себе сердца всех. Церковная жизнь стала заметно оживляться. За два года его управления епархией число приходов увеличилось вдвое.

В 1902г. Епископ Антоний был переведен на Волынскую кафедру, являвшуюся форпостом Руси на Запад, где он прослужил до 1914г. Этот период, несомненно, составляет одну из светлых страниц многовековой истории Волынской епархии. Это был расцвет деятельности Вл. Антония. Вступая в управление этой епархией, Вл. Антоний, прежде всего, постарался подобрать и привлечь к себе опытных и воодушевлённых работников из среды своих многочисленных учеников-академистов. Этим он оживил проповедничество, воспитание в семинарии и духовных училищах, миссионерство. Ближе же всего сердцу Епископа Антония были монастыри, особенно Почаевская Лавра. В ней он возродил иноческий подвижнический дух и укрепил её влияние на народ, организовал при Лавре типографское братство, которое развило широкую просветительскую деятельность с помощью общедоступных народных изданий.

В 1912г. Епископ Антоний был возведен в сан Архиепископа и назначен в число постоянных членов Св. Синода. В 1913г. Казанская Духовная Академия присвоила Владыке степень Доктора богословских наук. В бытность Владыки управляющим Волынской епархией, Константинопольский Патриарх сделал его своим Экзархом в Галиции и на Карпатской Руси.

В 1914г. Архиепископ Антоний был переведен в Харьков. Здесь он написал критическую статью на книгу Ренана о Христе, в которой обличил её внутренние противоречия. Ренан отрицал Божество Спасителя, что не позволяет признать Господа Иисуса Христа идеальным человеком, каким Он изображён у Ренана.

Началась мировая война. Великий патриот земли Русской боялся её тяжелых потрясений и разного рода превратностей для своей Родины. Поэтому все усилия он прикладывал к поддержанию в народных массах, а особенно в войсках, бодрого настроения, горячо наставлял их храбро сражаться за Веру, Царя и Отечество, заклинал не щадить своей жизни и не изменять присяге.

При обсуждении вопроса о том, кому должен принадлежать Константинополь после войны, Вл. Антоний настаивал на передаче его грекам, т.к. боялся внесения в него петербургского полунемецкого духа. Кроме того, Владыка настаивал на присоединении Св. Земли к России. Далее он восстал против предполагавшегося подчинения Петербургскому Синоду Константинопольского Патриарха по причине нарушения чистоты канонического принципа.

После государственного переворота в 1917г., под влиянием революционных элементов Владыка вынужден был уйти из Харьковской епархии. Он отправился в Валаамский монастырь, намереваясь посвятить остаток своей жизни богословско-литературной деятельности. Отсюда он прибыл в Москву на Всероссийский Церковный Собор. В то же время епархиальное собрание в Харькове вновь переизбрало Владыку на местную кафедру, и его возвращение в Харьков было триумфальным.

По окончании Собора Владыка был возведен в сан Митрополита и избран на Киевскую кафедру. С приходом к власти на Украине Петлюры Владыка был арестован и отправлен в Галицию, в униатский монастырь, где пробыл под арестом восемь месяцев. По требованию государств Антанты Владыка был освобождён из-под ареста и вновь возвратился в Киев. Отсюда он отправился на территорию, контролируемую Добровольческой армией, в город Новочеркасск, где и стал во главе Высшего церковного управления. После эвакуации из Новороссийска Владыка был вывезен на Афон. Затем, по просьбе генерала Врангеля, вновь возвратился в Крым, продолжая вдохновлять войска на борьбу с поработителями России и управлять церковной жизнью на территории, контролируемой Армией. По эвакуации из Крыма Владыка прибыл в Константинополь, откуда вскоре был приглашен Сербским Патриархом Димитрием в Югославию, в которой прожил 15 лет, возглавляя церковную жизнь Русского Зарубежья.

Политические воззрения Владыки вытекали из его основных церковно-православных идей. Он заблаговременно предостерегал русское общество от увлечения революционными идеями и говорил, что русская революция будет носить атеистический и еврейский характер.

Богословско-научная и литературная деятельность Блаженнейшего Владыки Митрополита была весьма обширна и многоплодна, и ждёт исследований и надлежащей оценки. Им были написаны многочисленные исследования по богословию и отдельные исследования по различным богословским проблемам, а также ряд статей философского и критического содержания. В этой деятельности Владыка проводил одну и ту же идею, которой служил сам в своей личной жизни, — идею сострадательной любви к людям. Значение его богословских идей весьма велико и свой истинный плод принесёт только в будущем.

Будучи горячим патриотом своей Родины, всем сердцем переживая за соотественников, оказавшихся под пятой кровавого богоборческого режима, Митрополит Антоний многое сделал для того, чтобы этот режим пал. Так, в 1930 году он писал, обращаясь к русскому народу:

"Православные христиане! Много уже эта антихристова красная власть терзает Родину-Мать, великую Россию, стремясь выжечь, словно каленым железом, из русского народа его русскую душу, дабы обратить его в свое покорное стадо. От самого начала коммунистического господства над Россией разбойная шайка не прекращала гонений против веры... Если скованы угрозами и бессилием те, кто в плену, тем паче перед Богом и совестью обязаны действовать те, кто на свободе. Я, смиренный Антоний, митрополит Киевский и Галицкий, старейший из русских архипастырей, находящихся волей Божией на свободе от красного плена, возвышаю свой голос, дабы возвестить русскому народу - Православные христиане! Вставайте все против красного Антихриста, не слушайте ничьих призывов примириться с ним, от кого бы эти призывы ни исходили. Нет мира между Христом и сатаной!
Властию, данною мне от Бога, разрешаю и освобождаю всех верующих от присяги, данной Советскому самозваному Правительству, ибо Христиане сатане не подданные.
Властью, данной мне от Бога, благословляю всякое оружие, против красной сатанинской власти подымаемое, и отпускаю грехи всем, кто в рядах повстанческих дружин или одиноким народным мстителем сложит голову за русское и Христово дело.
Первее же всего благословляю оружие и боевую работу всенародного Братства Русской Правды, которое уже немало лет словом и делом ведёт упорную борьбу против красного сатаны во имя Бога и России.
Милость Господня да почиет над каждым, кто вступит в Братские ряды, либо придёт на помощь Братству!"

Вернуться назад