|
Владыка митрополит Филарет, в миру Георгий Николаевич Вознесенский, родился в Курске 22 марта 1903 года. Семья будущего владыки Филарета в 1909 году переехала на Дальный Восток, где пребывала до 1920 года, покамест он окончил гимназию. В 1920 году семья Вонезенских вынужденно переехала в город Харбин, спасаясь от советского богоборческого режима. Здесь Георгий окончил Политехнический Институт, и получил звание инженера-электромеханика.
Мать его, Лидия Васильевна, скончалась, когда юноше было 18 лет, а отец, впоследствии принявший монашество с именем Димитрия, был епископом Хайларским. В 1947 году он был репатриирован в Советский Союз, где и скончался. Он был ученым богословом. Им было выпущено много трудов по истории Церкви и трактатов на разные темы. Проповеди владыки Димитрия отличались глубокой содержательностью.
В 1931 году владыка Филарет окончил Пастырско-Богословские курсы в городе Харбине. В нем он потом был преподавателем Нового Завета, Пастырского богословия и Гомилетики. Рукоположенный в 1930 году в сан диакона, он в 1931 году был пострижен в монашество с именем Филарета и в том же году рукоположен в иеромонахи. В 1933 году владыка Филарет был возведен в сан игумена, а в 1937 году - в сан архимандрита.
Один из коллег Владыки по Институту воспоминает: "Большая церковная и пастырско-проповедническая деятельность была проведена о. архимандритом Филаретом. Молящиеся стремились в тот храм, где он служил. Его любили все слои православнаго населения Харбина. Имя архимандрита Филарета было широко известно и за пределами Харбинской Епархии. Он был добрым, доступным для всех, кто к нему обращался. А обращавшихся к нему было очень много. Идя к нему знали, что получат правильный совет, утешение и помощь. Отец архимандрит Филарет был весьма строг к себе; он был известен, как истинный аскет. А какой редкой памятью обладал наш добрый, сердечный Владыка. При встрече с ним, он выявлял большой интерес ко всем сторонам нашей жизни, ему не нужно было напоминать о своих нуждах или затруднениях; он уже сам развивал с вами тему разговора, давал готовые ответы".
После оккупации советскими войсками Маньчжурии, в Харбине настали трудные дни. Обманутый ложными сведениями о положении Церкви в России, престарелый митрополит Милетий признал над собою со своим клиром власть Московской Патриархии. В числе этого клира находился и архимандрит Филарет. Однако он решительно отказался принять советский паспорт. Когда к нему явился газетный репортер для интервью, спрашивая, как он смотрит на "мудрый шаг советского правительства, предложившего русскому населению Харбина снова стать гражданами своей родины", то услышал следующий смелый ответ: "Я не считаю возможным принять и не приму советского подданства до той поры, пока не удостоверюсь фактически и несомненно, на 100%, в том, что преследование религии, антирелигиозная пропаганда и травля служителей Церкви совершенно прекращены и Церковь, которая не "отделена", а изгнана из государства, снова заняла в нем подобающее ей положение". Архимандрит Филарет так до конца своего пребывания в Китае и не принял этого подданства.
Безстрашное обличение богоборцев коммунистов привело их в особую ярость, и они решили живым сжечь архимандрита Филарета, подпалив его келлию. Но Господь сохранил Своего избранника: хотя и с сильными ожогами, но он вышел живым из огненной ловушки.
Всячески ограждая свою паству, он, по его выражению, "никогда не осквернил свои уста и свою молитву - молитвой за антихристовых слуг", несмотря на неоднократныя угрозы. Вместе с тем, в течение ряд лет архимандрит Филарет разными путями сносился с главой Русской Зарубежной Церкви, митрополитом Анастасием, пренебрегая опасностью, с которым это было связано.
Архиерейский Синод долго и упорно хлопотал о том, чтобы получить для него выездную визу, и судя по имеюшейся переписке, почти каждая епархия Зарубежной Церкви надеялась получить его для себя. Только в 1962 году удалось Архиерейскому Синоду добиться приезда архимандрита Филарета в Гон Конг, откуда он довольно быстро переехал в Брисбен. В Австралии собралась значительная часть бывших прихожан о. Филарета и очень скоро по его прибытии туда, за многочисленными подписями, было подано в Синод прошение о назначении архимандрита Филарета епископом в этот город. Ходатайство это было охотно поддержано болевшим уже тогда архиепископом Саввой, и в 1963 году архимандрит Филарет к радости всех своих бывших пасомых, стал Епископом Брисбенским.
На Соборе 1964 года, на котором митрополит Анастасий ушел на покой, Первоиерархом был избран приехавший вместо своего правящаго архиерея, архиепископа Саввы, его викарий епископ Филарет. Собор судил ему быть новым Первоиерархом Зарубежной Церкви и это бремя он нес в течение 21 года.
Особенно запомнились нашим верующим четыре прославления угодников Божиих, бывших в это двадцатилетие: св. праведнаго Иоанна Кронштадтского, преп. Германа Аляскинского, св. блаженной Ксении и святых Новомучеников и Исповедников Российских.
Неоднократно наш Первоиерарх обращался с вразумляющими посланиями к главам других церквей, и к его голосу прислушивались некоторые из иерархов.
Глубокая вера, пламенная молитва, доброта и благожелательность, забота о том, чтобы не нарушился духовный мир и непоколебимое стояние в исповедании Истины - вот характерныя черты нашего Первоиерарха, владыки митрополита Филарета.
8/21 ноября 1985 году, в день Архангела Михаила, Владыка тихо скончался во сне.
ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ Высокопреосвященнейшаго Филарета, Митрополита Восточно-Американскаго и Нью-Йорского, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви
Держи, что имеешь! (Апок. 3: 11)
Эти слова, взятыя из священной книги Апокалипсис (Откровение), в наше время, в наши многоскорбные, лукавые, соблазнами исполненные дни, имеют особое важное значение. Они напоминают нам о том драгоценном духовном богатстве, которым обладаем мы, чада Православной Церкви.
Да, мы богаты. И это духовное богатство есть то, что имеет Святая Церковь и которое принадлежит всем верным чадам Ея. Учение веры - нашей чудесной, спасающей православной веры, многочисленные живые примеры жизни людей, живших по вере, по тем высоким началам и правилам, которыя предлагает нам Церковь, и достигших той духовной чистоты и высоты, которая именуется святостию; красота и великолепие нашего православнаго богослужения и живое соучастие в нем через веру и молитву; полнота благодатной духовной жизни, открытой всем и каждому, и как венец всего, единение чад Церкви в той любви, о которой сказал Спаситель: "потому узнают люди, что вы - Мои ученики, если будете иметь любовь между собою".
Митрополит Филарет. |
|